«Читай книги»: интервью с автором легендарной надписи

Вернуться к списку
«Читай книги»: интервью с автором легендарной надписи
17.04.2021
«На заборе тоже написано…» — эта хрестоматийная фраза учит тому, чтобы не воспринимать всерьез многочисленные уличные надписи. Однако отрицать, что они — неотъемлемая часть городской культуры, не приходится. Да и оставляют на современных «заборах» не только неприличные слова и рисунки детородных органов. Подчас можно встретить такое, что надолго западет в душу или мотивирует на что-то хорошее, правильное и полезное.

«Читай книги» — одна из таких. С момента ее появления прошло уже около восьми лет. О том, ради чего все затевалось, какими силами осуществлялось и о многом другом — в интервью с автором и создателем мотивирующей надписи Вячеславом Душиным.

— Вячеслав, расскажи, как появилась идея? Почему именно такую надпись решил распространять? Какую цель преследовал или цели не было?

— О появлении идеи сказать сложно. Есть некоторые вещи в сегодняшнем обществе, которые меня беспокоят. Мне не нравится снижение знаний в головах сегодняшних людей. Мне не нравится доминирование телевизора и гаджетов в сфере человеческих интересов. Игрушки, просмотр новостей — все это дает сиюминутную «ржаку» (читай: развлечение), не оставляя в интеллекте человека никакого позитивного следа. С моей точки зрения это прямая аналогия деградации. Как лаконично выразить эту мысль? Как сказать, что «Мы тупеем на этой войне?» (Откуда, кстати, цитата — угадаете?) Вот и появилось краткое «ЧИТАЙ КНИГИ».

— А где ты оставлял надписи, в каком районе? Помогали ли друзья? Как близкие люди отнеслись к такой инициативе?

— Первую надпись я сделал на Шлюзе, где жил. Где именно — уже не скажу. У тех, кто был посвящен в задумку, реакция была типа «О, прикольно!». В основном это был Советский район: Верхняя зона, Шлюз, микрорайон Щ. В «щаковке», кстати, помимо девиза «ЧИТАЙ КНИГИ», я напылял дракона Му-Шу (из мультфильма «Мулан»), а на Верхней зоне на асфальте — большого довольного кота с подписью «Улыбнись». Отметился я также и в Правобережье: около главного вокзала (в некоторых местах, где встречал) закрашивал рекламу наркотиков и взамен оставлял свой призыв. Друзья (немногие, кто был причастен к трафаретам) мне помогали кто чем: дизайнер Владимир рисовал довольного кота, Александра в типографии помогала доработать трафареты. «На дело» ходил с несколькими разными людьми, в том числе и с супругой Ольгой.

— Давай обсудим момент, касающийся темы вандализма. Совесть мучила? Были ли какие-то санкции за эти семь-восемь лет?

— Совесть не мучила. Уж лучше на стенах читать про книги, чем про наркотики. А вообще — кругом серые или коричневые стены. Кем было заведено такое однообразие? Чиновниками? Новосибирск в основном сер и уныл. Только новостройки в последние годы вносят какое-то разнообразие. Еще последние несколько лет появляются какие-то скульптуры и украшения. Но в основном все они относятся к каким-либо заведениям и носят рекламный характер. Радости в жизни нет, один официоз и пропаганда. Так давайте пропагандировать что-нибудь полезное. Санкций никаких не было. Интересно, что мне предъявят? Хотя с нашими чиновниками можно ожидать всякого. Если по документам дом состоит из серых стен, то никакие красивости на нем находиться не могут.

— В каком сейчас состоянии проект? Где можно увидеть надпись «Читай книги»? Появляются ли новые? Будут ли появляться?

— Сейчас проект пока что заморожен. Надписи еще остались в разных местах города. И кроме того, я встречал их в личных фотографиях у жителей города, незнакомых со мной. Появляться новые надписи будут. И не только надписи. Но об этом я пока что ничего не скажу.

— Что читаешь сам? Как часто это делаешь? Любимые книги?

— Сам я читаю то, что буду надиктовывать в микрофон. В качестве хобби я занимаюсь созданием аудиокниг, которые бесплатно распространяю по российским библиотекам для слабовидящих и слепых, а также бесплатно раздаю в Интернете. Сейчас у меня делается аудиокнига новосибирского писателя Николая Самохина «Рассказы о прежней жизни». Вот ее и читаю. А любимых книг (тех, которые понравились и перечитывал) много. Стругацкие, Булгаков, Адамс, Асприн, Солженицын…

Беседовала журналист Александра Федосенко