С большим успехом в библиотеке Кольцово прошел разговор о древних книгах

Вернуться к списку
С большим успехом в библиотеке Кольцово прошел разговор о древних книгах
18.04.2024


Встреча-беседа состоялась по инициативе Введенского прихода и была приурочена ко Дню православной книги. Участие приняли более 50 школьников и взрослых.

Главным героем мероприятия стал клирик Введенского прихода иерей Денис Васильев. Он рассказал о том, где и как на Руси появились первые печатные книги, о скрипториях при монастырях, труде переписчиков, а также о том, как в библиотеке Новосибирской православной духовной семинарии был найден редчайший экземпляр старопечатной книги работы «первопечатника земли русской» Ивана Федорова.

Для всех, кто не смог посетить встречу, предлагаем ознакомиться с кратким содержанием лекции:


«Литература — это огромное хранилище духовно-нравственных ценностей, она всегда занимала важное место в жизни людей. Но где книга берет свое начало, когда она приняла тот облик, в котором мы знаем ее сегодня?

Книга как изделие, как технология передачи информации появилась на территории нашего отечества только после крещения Руси, связано это с появлением оригинальной письменности — созданием кириллицы.

Феномен книги нельзя недооценивать. Культура, которая лишена письменности и возможности создавать записи относительно своего прошлого, обречена играть второстепенную роль на сцене мировой истории. Со страниц книги с нами говорят дальние предки, и любой человек, написавший ее, остается в культуре своего народа на века.

Книги — это способ общения между поколениями, своего рода машина времени. Человечество очень рано это осознало: все вы в рамках школьного курса наверняка слышали и про шумерскую клинопись, и про египетские папирусы, и про пергаментный свиток. Человечеству всегда было что сказать и своим потомкам, и современникам. Например, в Новгороде, как выяснилось, в XI–XIII вв. была почти поголовная грамотность, об этом ярко свидетельствуют берестяные грамоты.

Существуют огромные различия между тем, как выглядит книга сегодня, и тем, как она выглядела в стародавние времена. Сейчас это явление массовой культуры, но десять веков назад каждое написанное издание являлось сокровищем. Книги передавались по наследству не только из-за содержания, но и потому что представляли собой уникальный образец человеческой культуры.

Настоящая книга, что-то действительно ценное — это дерево, обтянутое специально выделанной кожей, переплетенное шнуром и, от греха подальше, запертое на замок или два. На ее изготовление не жалели ничего, даже такого бесценного материала, как пергамент, что есть тонко выделанная особым способом телячья шкура. Книга на ее начальном этапе изготовления — в виде переплетенных тетрадей — была страшно дорогой вещью, но самым ценным в ней был труд рукописца. Наряду с богослужением, молитвой, уходом за больными и обездоленными, переписывание книг в средневековых монастырях было одним из так называемых послушаний, то есть духовно полезных деяний, за которые по христианскому преданию отпускались грехи.

В романе итальянского писателя Умберто Эко «Имя розы», который повествует о монахе-францисканце и его спутнике-ученике, описывается процесс создания рукописной книги и те усилия, которые были к нему приложены:

«В ту пору еще я лишь малейшую частицу своей жизни отдал скрипторию, однако гораздо большую часть жизни я посвятил ему впоследствии и по себе знаю, какие телесные страдания приносит писцу, рубрикатору или изыскателю долгий зимний день, проведенный за письменным столом, когда коченеют скрюченные пальцы на стилосе (притом, что и в самой нормальной температуре через шесть часов работы у большинства людей пальцы сводит мучительнейшей “монашьей судорогой”), а указательный палец ноет так, как будто по нему били молотками. В чем и коренится причина того, что на полях различных рукописей мы здесь и там встречаем фразы, оброненные писцом между делом, как знаки претерпеваемых им, а иногда и нестерпимых страданий, к примеру, такие: “Слава тебе Господи, начинает темнеть”, или: “Эх, в эту бы пору толику доброго вина!”, или в таком духе: “Сегодня холодно, ничего не видно, пергамент волосатый, и выходит скверно”. В старой пословице сказано: пером правят три пальца, а работает все тело. И работает, и устает, и болит».

Кроме того, переписыванием книг занимались живые люди, которые были подвержены болезни и усталости, и в силу своей «человечности» не могли сделать копию совершенной. Одной из причин книжной справы XVII в., закончившейся старообрядческим расколом, было именно низкое качество рукописных книг.

Большое количество ошибок делало книги практически неиспользуемыми, не говоря уже о том, что в богословской литературе никакие опечатки и описки принципиально не допустимы, они могут серьезно исказить смысл написанного.

Массовое тиражирование печатных изданий началось в XV в. на Западе. Иоганн Гутенберг вошел в историю как первопечатник Европы, он создал станок с подвижными металлическими литерами (буквами). Такое изобретение поспособствовало и тому, что Гутенберг стал автором первого европейского шрифта. Зеркально искаженные литеры отпечатывали текст по принципу матрицы, затем 4 разворота сшивались в «тетрадь», а из «тетрадей» уже складывался «кодекс» (форма существования книги).

Процесс переписи одной Библии занимал примерно год напряженной и жертвенной работы писца. Способ, который изобрел Гутенберг, в тысячи раз ускорял процесс, это стало одной из причин появления книгопечатания на Руси.

Внедрение печатного дела было также связано с успехами военных завоеваний. В 1552 г. к Москве были присоединены Казанское и Астраханское ханства. Эти территории было необходимо покрыть сетью епархий, приходов и, соответственно, храмов, потому что Русь была православной. Для того чтобы функционировала одна единственная церковь, в ее распоряжении должно было находиться около 30 книг. В продаже нужного количества изданий не было, тогда Иван Грозный решил организовать книгопечатание.

Для управления печатным двором был приглашен датчанин Ганс Мессингейм. Под его руководством за 10 лет работы было издано несколько книг, однако печатались они анонимно и не содержали никаких выходных данных — ни даты издания, ни имени издателя. В 1563 г. работу двора возглавляет дьякон одной из московских церквей Иван Фёдоров с помощником Петром Мстиславцем.

Иван Фёдоров стал руководителем книжного двора по рекомендации митрополита Макария Московского, печатник закончил Ягеллонский университет в Кракове и получил звание «бакалавр свободных искусств». 11 марта 1564 г. они с Петром выпускают первую печатную датированную книгу на Руси — богослужебный «Апостол», в основу которого лег рукописный полуустав. Открытие печатного двора — это то, что позволило сделать книгу не сокровищем, мало кому доступным, а народным достоянием: в год стало выходить около 2000 изданий.

В 1566 г. в типографии произошел пожар, после чего Иван Федоров бежал из Москвы в Польшу, а работу печатного двора продолжил Пётр. Есть основания считать, что Иван Грозный специально отправил Фёдорова на Запад, потому что земли, которые лежали на территории бывшего Литовского княжества и нынешней Украины, — это православные земли, которые активно подвергались окатоличиванию. Помешать этому было возможно через распространение славянского просвещения и книг на славянском языке с помощью печати.

Под очередную дату начала печати книг на Руси в Новосибирске была совершена находка в сфере старопечатных книг общемирового масштаба.

В библиотеке Новосибирской православной духовной семинарии обнаружили редчайший экземпляр старопечатной книги работы Ивана Фёдорова, которая называется «Псалтырь с Часословцем». Нашли ее специалисты ГПНТБ, книга была издана в Вильнском Заблудуве и датируется 1570 г., а в 1620 г. она была приобретена в Великом Устюге. Это пятый известный экземпляр во всем мире: один из них находится в Саратове (поврежденный экземпляр), один — в Лондоне, две другие книги — в Российской национальной библиотеке и на Украине во Львове».